Томск, октябрь 2014. Выставка «Самураи. Art of War». Мечи.Вторая часть фотоотчёта с японовыставки - катаны и вакидзаси.
Все фото кликабельны.
Пост о
кимоно с той же выставки.
Я по прежнему не беру на себя ответственность за правильность
подписей к экспонатам, мои сомнения и комментарии в виде подкатных расшифровок могут быть исправлены или дополнены теми, кто разбирается в вопросе лучше меня.
Вообще, я никак не могу отвязаться от чувства, что где-то меня на
ли либо экспонаты перепутаны и не всегда соответствуют табличкам, либо это банальный новодел - копии, выполненные специально для экспозиций, и потому не всегда соответствуют описаниям. Последнее является вполне распространённой практикой в музейном деле, хотя музейщики это обычно отрицают или умалчивают - и мне как-то слабо верится, что меч 16 века из категории особо оберегаемых или того же Мурамаса стоимостью в пару миллионов баксов будет лежать в витрине без сигнализации и даже, как я понял, без опечатки.Вне всякого сомнения, самой заметной деталью японского меча является его цуба, то есть гарда.
Практически все цубы изготавливались из металла, хотя на парадных мечах гарды могли быть и деревянными, покрытыми лакированной кожей. До 16 века цубы обычно были простыми по дизайну и служили чисто утилитарной цели – защите руки. Постепенно цуба стала покрываться различными узорами, превратившись в подлинное произведение искусства. Для украшения использовали золото, серебро, медь, латунь, а также различные сплавы; применение различных химических соединений позволяло придавать материалу гард самые различные цвета.
Что такое
цуба.
Цуба формы мару-гата形 - форма. Железо, золочение, сплав сякудо(японск. 赤銅, shakudo) — сплав меди и золота (золота обычно 4-10 %), использовавшийся в средневековой Японии, в частности, для производства катан. Иногда к меди и золоту добавляли также олово, серебро и свинец.
Начало 18 века.
На лицевой стороне изображен морской дракон, полускрытый волнами. Существует поверье, что привилегию увидеть дракона полностью получают лишь те, кто должен немедленно умереть. В легендах многие герои встречают этих великолепных существ и имеют возможность созерцать их во всем великолепии за мгновение до своей гибели.читать дальше![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b83b/LhC_oaRZLJI.jpg)
Цуба формы аори-гата. Медный сплав, золочение. Конец 18 века.
Сюжет этой цуба интересен своей замысловатостью. Пара обезьян с ужасом отринули от пугающего демонического лица, частично видимого в верхнем левом углу. Присмотревшись, мы заметим, что оскалившийся лик демона изображен на бумажном летучем змее, запутавшемся в ветвях сосны.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b871/mHiVDFUrbaU.jpg)
Цуба формы каку-гата. Тонированное железо. Конец 18 века.
Вся поверхность украшена фактурой «рыбья икра» - это множество миниатюрных сфер, которые создают эффект мерцания. Поверх текстуры равномерно расположены шесть арабесок в виде классического мона «цветущая павлония». Это один из самых популярных монов, которым самураи украшали оружие, одежду, предметы быта. Такой же мон принадлежал легендарному Тэтоми Хидэеси.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b87a/z61xSSwuJl0.jpg)
Цуба формы каку-гата. Железо, золочение, серебро. Середина 18 века.
На поверхности цуба изображен мифический лев Фо, играющий у ручья. Фо или, на японский манер, Шиши часто изображается как символ чистоты и силы. Эти существа оберегают храмы и дворцы, священные места и древние реликвии. Часто львы изображены в паре и на дорогих предметах выполнены из серебра или золота.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b883/8RanOqzrZrc.jpg)
Цуба формы мокко-гата. Железо, золочение, сплав сякудо. Начало 18 века.
Цветущая слива и первые весенние цветы на берегу ручья легли здесь в основу сюжета.
Обработка молотом по железной поверхности дала специфическую текстуру, а весь пейзаж гармонично расположен в нижней и правой частях, оставив достаточно свободного пространства. Это оправа для ношения в конце зимы, когда начинается цветение слив.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b844/lEFCwaw10RA.jpg)
Оправа меча тати. 18 век.
Тати-какэ.19 век.
Подставка украшена изображением льва Фо среди пионов.
Дерево, лак маки-э, рельефный лак такамаки-э.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b84d/wqAZskIjtuc.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b856/2L8amHZQitU.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b85f/TWriisCrIww.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b868/-UKawPu7mh0.jpg)
Первые японские мечи были прямыми и обоюдоострыми, но в период Нара (710-794) и Хэйан (794-1185) формируется привычный нам изогнутый многослойный клинок с односторонней заточкой. Так как знатные самураи были конными всадниками, длинный меч с сильным изгибом как нельзя лучше подходил для мощных режущих ударов. Такой меч (общая длина 100-110 см) назывался тати.
В эпоху Эдо тати почти потерял практическое значение и остался в качестве элемента парадного облачения. Такие оправы богато украшали декоративными лаками, золотом и серебром, шёлковыми и кожаными шнурами. Клинок почти никогда не обнажался и высокий статус владельца в полной мере отражали ножны, яркие и великолепно исполненные именитыми мастерами.
Тати, в отличие от катаны, носили лезвием вниз, подвешивая к поясе на специальном шнуре.
Так же для данного вида оружия существуют специальные подставки, в них меч располагается вертикально, опираясь на рукоять.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b89e/R4Zxfj8f6Dc.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8a7/270NlVb7VrA.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8b9/pA0FZcL5GGU.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8d4/b4CtaO9NoCw.jpg)
Дайсе - пара мечей. 18 век.
Перед Вами классическая пара боевых мечей самурая - катана и вакидзаси. Клинки находятся в парадных ножнах касирая, которые покрыты черным лаком уруси с толченым перламутром. Миниатюрные элементы, в большом количестве покрывающие ножны, создают особое мерцание и переливаются разными цветами. Цубы и рукояти обоих мечей выполнены в едином стиле, покрыты кожей ската и обмотаны синим (нет - правда, синим???
) шелковым шнуром.
В разные времена короткий меч вакидзаси было дозволено носить не только самураям, но и купечеству, помещикам и даже крестьянам. Меч катана, как боевое оружие, имели право носить исключительно самураи. За владение таким мечом без положения самурая положена смертная казнь.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8b0/r_SrXAZwJFU.jpg)
Катана-какэ. Середина 19 века.
Подставка для мечей катана и вакидзаси. Выполнена в технике лакировки маки-э. Эта уникальная техника заключается в многослойном нанесении золотой пудры с последующим покрытием лаком. Такие предметы украшали замки и дворцы богатых даймё, подчеркивая их высокий вкус и финансовое положение. На подставке вы можете видеть объемное изображение моста под свисающими ветвями цветущих деревьев.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8e6/PihNA-SKsh4.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8ef/_7pjdX2gmAI.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8f8/8NNHO_C-9uY.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b901/NBQYlZ9oM8I.jpg)
Катана работы мастера Фуюхиро из провинции Вакаса. 16 век. Точно 16? ![:hmm:](http://static.diary.ru/userdir/0/0/0/0/0000/10098045.gif)
Длина 72,5 см; изгиб 2,1 см; ширина михабасредняя ширина клинка 2,9 см; ширина сакихаба ширина клинка у места прилегания острия к лезвию 2,5 см. Тип клинка синоги-дзукурисиноги-дзукури - самый часто встречающийся тип клинка у дайто и сёто. Собственно «синоги» – это ребро на боковой поверхности клинка, где геометрия меняется к сужению. У синоги-дзукури ребро находится примерно посередине клинка, но может быть как заметно выше, так и заметно ниже.; изгиб тории-дзори (равномерный(тории - прямоугольные ворота храмов синто, верхняя балка которых прогнута в середине), - киодзори (равномерный изгиб)); острие тю-киссакикиссаки - часть клинка, прилегающая к острию и само острие. В данном случае - среднего размера и степени закругления. Хамонлиния, разделяющая металлы композиционного клинка при закалке лезвия у катан и других японских мечей на основе сугухапараллельных линий - мидарэбеспорядочный-хамон с тедзигвоздиками, местами просматриваются тобиякиостровки закаленного металла, «проступающие» через пластичные боковые зоны клинка дзи - зоны между лезвием и ребром клинка. Закаленное острие относится к типу мидарэ-комибеспорядочно-закруглённого с незначительными каэривозвратами линии закалки в сторону хвостовика. На хвостовике имеется одно отверстие мэкугианадля крепёжного штыря, удерживающего надетую рукоять-цуку, ясуримэопиловка, следы напильника просматриваются плохо. На клинке имеются долыжелоба для увеличения прочности или восстановления баланса укороченного клинка - бо-биширокий дол на поверхности и суэ-биузкий дол, немного короче первого, - идентичные на обеих сторонах, долы идут до конца хвостовика каки-тоси (?).
Подпись типа катана-мэй: «Создал Фуюхиро».
Этот меч является образцом традиционного японского меча Нихонто, относящегося к периоду Кото (Старые мечи до конца 16 века). Общие характеристики меча соответсвуют школе мастеров, основанной в середине 15 века в провинции Вакаса кузнецом Фуюхиро, переехавшим туда из Сагами. До конца 16 века в Вакаса работало несколько поколений кузнецов, подписывающих свои изделия «Фуюхиро». Основные параметры данного экземпляра позволяют отнести его к произведениям второй половины 16 века.
Данный меч является культурной и исторической ценностью, имеет статус особо оберегаемого изделия.
Когда мы говорим о понятии «японский меч», в первую очередь в сознании всплывает образ катаны - изогнутого клинка с односторонней заточкой. Однако старинные японские мечи были прямыми и одноручными. Клинок начинает принимать привычную изогнутую форму лишь в VIII-XIX веках.
Этот процесс начинается с изменения положения рукояти по отношению к клинку.
Рукоять, изначально прямая, постепенно изгибается, причем не в сторону клинка, а в сторону обуха меча. В IX веке на рукояти клинка появилась продольная прорезь. Такой меч получил название кэнукигата-сукаси-варабитэ-но-тати и был промежуточной формой между варабитэ-но-тати и кэнукигата-тати. Последний появился уже в X веке и имел уже изогнутый клинок, сильно выгнутую рукоять и прорезь на хвостовике (рукояти), расширяющуюся к концам.
В эпоху Хэйан (794-1185 гг.) основным методом ведения боя являются поединки конных лучников.
Доспех стал очень плотным, чтобы обеспечить максимальную защиту от стрел. Пробить такой доспех прямым мечом почти невозможно и именно поэтому в эпоху Хэйан повсеместно начитают использовать именно изогнутые клинки. Благодаря изгибу стало возможным применять секущий удар, мощный, и в то же время не повреждающий меча. Если при ударе меч опускается вдоль тела противника, он и рубит, и режет.
Первым точно датированным изогнутым мечом в Японии является меч Ки-но Наминохира Юкимаса от 1159 года, о чем свидетельствует надпись на его хвостовике.
При подготовке статьи использовались материалы из книги К. Носова «Самураи. Эволюция вооружения» и А.Г. Баженова «История японского меча»
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8c2/JENgllfoOBc.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8dd/HyO6ajbMrnA.jpg)
Меч мастера Мурамаса. XVI век.
Размеры: Длина нагаса 30,8 см, Длина хвостовика 10,7 см, Ширина мотохаба 3 см, Толщина касанэтолщина клинка, измеряемая по обуху 0,65 см.
Строение: Тип хира-дзукубезрёберный, Обух типа иоримунэзаострённый, Хвостовик типа танагобарабрюшко рыбки танаго
Текстура поверхности: Смешанная
Закалённый край: Хамон типа тёдзи-мидарэбеспорядочно расположенные гвоздики, хако-тёдзи, с отдельными тобияки.
Закалённое остриё: Узор закалённого острия с очень длинным каэривозвратом-босилинии закалки на острие Кажется, это ещё называется каэри-фукаси, если только нет ошибки либо на музейной табличке, либо на сайте, где я это читал.
Резьба: На хвостовике имеются два мэкугиана.
Подпись типа киндзоганмэйпосле гравировки кузнецом инкрустирована золотом экспертами или владельцами в более позднее время: Мурамаса
Короткий меч-вакидзаси, длина клинка которого составляет 30.8 сантиметров, относится к категории мечей Кото (старые мечи до 1592 года).
Мурамаса - это не один мастер, а целая династия кузнецов. Доподлинно неизвестно, сколько было мастеров Мурамаса - но исторический факт, что их мечи отличались невероятной остротой и такими качествами, что обладать ими считали за честь выдающиеся самураи. Легенда гласит, что Мурамаса умели заковывать в свои клинки духов, которые наделяют оружие небывалой силой.
Мечи Мурамаса подвергались гонениям, и это единственный случай за всю историю холодного оружия. Дело в том, что клинки Мурамаса - и это документально подтверждено - приносили несчастья членам семьи Иэясу Токугава, объединителя раздробленной феодальной Японии. Его дед и отец погибли от этих клинков, сам Токугава был ранен мечом Мурамаса; когда его сын был приговорен к совершению сэппуку, то секундант отрубил ему голову клинком одного из этих мастеров. В итоге Токугава решил уничтожить все клинки Мурамаса, принадлежавшие его семье. Примеру Токугава последовали и многие даймё и выдающиеся самураи того времени.
На протяжении многих лет эти мечи были подвержены гонениям и уничтожались по
этой причине их почти не осталось. На сегодняшний день в музеях мира представлено всего четыре меча этой династии, один из которых сейчас перед вами.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b8cb/RRh0krTRKY8.jpg)
Это, как я понял, оправа - сменные ножны и рукоять к мечу.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b90a/HUk48XIcIKE.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b913/ZfL2etTq4JM.jpg)
Катана работы мастера Минамото Нобукуни. Начало 18 века.
Длина клинка: 65,1 см; изгиб 1,7 см; ширина мотохабаширина клинка в месте, где смыкаются обух и лезвие 3,0 см; ширина сакихаба 2,4 см. Строение типа синоги-дзукури, изгиб тории-дзори; острие тю-кисаки, имеет два отверстия мэкугиана. Текстура поверхности мокумэ-итамэ хада"древесная". Закаленный край типа нотарэ-мидарэ"силуэт морских волн" с «гвоздичками» тедзи с наклонной верхушкой. На клинке с обеих сторон вырезаны аналогичные долы боби с соэби. Подпись: «Минамото Нобукуни, в день восьмого месяца четвертого года эры Сетоку» что соответствует 1714 году.
Этот меч является образцом традиционного меча Нихонто, относящегося к периоду Синто (Новые мечи, 1596-1781 годы). По типу - катана, который самураи носили в паре с малым мечом вакидзаси. По стилю исполнения клинок соответствует школе Нобукуни из провинции Тикудзен и является работой мастера, использовавшего почетную фамилию Минамото. И по стилю, и по особенностям подписи, и по дате на хвостовике данный образец является клинком работы Минамото Нобукуни Сигэканэ - мастера, работа которого в последствии была отмечена восьмым сегуном Токугава Есимунэ.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b91c/nVAQgtokT1E.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b925/Dsb-u2QKimI.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b92e/WhoGerylGIk.jpg)
Меч работы мастера Канэеси. Конец 16 века.
Длина клинка: 38,3 см; изгиб 2,3 см; ширина мотохаба 2,5 см; ширина сакихаба 1 3 см. Строение типа синоги-дзукури, изгиб тории-дзори; острие тю-кисаки; имеет одно отверстие мэкугиана. Текстура поверхности мокумэ-итамэ хада. Подпись: «Малый меч сделал Канэеси».
Данный меч является образцом традиционного японского меча Нихонто, представляющий собой работу одного из мастеров провинции Мино конца периода Кото (до 1596 года), подписывавших свои изделия «Канэёси». По размерам он относится к стандартным образцам малого меча вакидзаси, который носили за поясом лезвием вниз в паре с большим мечом катана. По стилю исполнения и вышеприведенным параметрам его можно отнести к школе Суэ-Сэки (Поздний Сэки), в частности, к кузнецам школы Дзэндзё.
Меч имеет антикварное и историческое значение.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b937/a2eZSnWBt_U.jpg)
МЕЧ ДАЙТО ДЛЯ ПОДНОШЕНИЯ В ХРАМ
Середина 19 века.
Мастер: Седзи Ямон Наокацу из провинции Мусаси, ученик выдающегося мастера Тайкэй Наотанэ.
Исполнитель гравировки: Сэндзю (середина 20 века). На клинке вырезана цветущая сакура и стихотворение, посвященное горной сакуре.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b95b/Y-Hu7yr6EfM.jpg)
Длина клинка: 111,5 см; Длина хвостовика: 39,5 см; Изгиб: 3,7 см;
На клинке с одной стороны вырезаны цветы вишни, с другой стихотворение вака (классическое пятистишие из 31 слога), посвященное горной сакуре. Гравированная каллиграфия выполнена в скорописном стиле.
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b952/W4C5j71Z3SA.jpg)
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b949/dC1cWTgVxqE.jpg)
Подпись кузнеца отсуствует. Имеется подпись исполнителя резного декора хоримоно: Хори Сэндзю - "вырезал Сэндзю".
![](http://cs540100.vk.me/c629505/v629505332/1b940/M64R7VtZ7M4.jpg)
Данный меч относится к периоду Син-синто (Новые новые мечи, 1781-1876). По размерам его можно отнести к дайто, а также к образцам, называемым одати. Изделия такого размера, выполненные в период Син-синто, как правило, предназначались для подношения в храм. Если они были изготовлены с соблюдением полного цикла технологии традиционного боевого меча, то чаще всего на таких образцах сам кузнец имени своего не ставил. Тем не менее, имя исполнителя подобных мечей-гигантов становилось известным, поскольку они являлись предметами пристального внимания специалистов. Данный клинок принадлежит к числу подобных вотивных предметов и является произведением высокого художественного уровня. Это работа кузнеца школы выдающегося мастера Тайкэй Наотанэ по имени Седзи Ямон Наокацу из привинции Мусаси.
Резные украшения поверхности клинка подписаны - это работа Сэндзю, кузнеца, который с успехом продолжал следовать традициям японского художественного меча в 20 веке.Современная оценка японских мечей.читать дальшеПосле капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK?, ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.
Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):
Национальное сокровище (кокухо). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее двух десятков.
Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
Особо важный меч.
Важный меч.
Особо оберегаемый меч.
Оберегаемый меч.
В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.
В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.Источники
Цубы: Японский меч. Цубы. Словарь терминов Изготовление самурайской цубы
Японский меч
Магия японского меча и секреты его создания
ЯПОНСКИЙ МЕЧ
Японские мечи
Катана
Устройство японского меча
Программа «Вист»
Форум.оружие
Форум "Айкидо и путь самурая"